История Жонго.
Воспользовавшись отсутствием своих помещиков, которые отправлялись на праздники, которые устраивались в церквях, черные рабы собирались во дворах и проводили праздники своей культуры, среди которых выделялся танец Жонго (Jongo), который происходил из региона Анголы, и был введен в колониальной Бразилии рабами, работавшими на кофейных фазендах в Южной и Центральной Бразилии. Благодаря рабам из Анголы в Бразилии также стали известными и танцы умбигады (danças de Umbigada – широко распространен в регионе Конго-Ангола).
В танцах умбигады наиболее распространенным и популярным является Семба (Semba, деривация от “samba” в Бразилии), что означает “umbigada” на диалекте кимбунду. Умбигада является характерным танцем с корнями, уходящими к Жонго.
Умбигада также присутствует в танцах самба ди рода (Samba De Roda), тамбор де криола,(tambor-de-crioula), пернада (pernada), лунду (lundu), батуке (batuque), коко (coco) и в других танцах, принесенных в Бразилию темнокожими ангольцами.
Воспользовавшись отсутствием своих помещиков, которые отправлялись на праздники, которые устраивались в церквях, черные рабы собирались во дворах и проводили праздники своей культуры, среди которых выделялся танец Жонго (Jongo), который происходил из региона Анголы, и был введен в колониальной Бразилии рабами, работавшими на кофейных фазендах в Южной и Центральной Бразилии. Благодаря рабам из Анголы в Бразилии также стали известными и танцы умбигады (danças de Umbigada – широко распространен в регионе Конго-Ангола).
В танцах умбигады наиболее распространенным и популярным является Семба (Semba, деривация от “samba” в Бразилии), что означает “umbigada” на диалекте кимбунду. Умбигада является характерным танцем с корнями, уходящими к Жонго.
Умбигада также присутствует в танцах самба ди рода (Samba De Roda), тамбор де криола,(tambor-de-crioula), пернада (pernada), лунду (lundu), батуке (batuque), коко (coco) и в других танцах, принесенных в Бразилию темнокожими ангольцами.
Только самые старшие практиковали Жонго, в котором танцорами – жонгейрос (jongueiros) – оспаривалась мудрость - при помощи историй, которые пелись с использованием кодированного языка (жаргона), который был призван усложнить смысл слов в этих историях. Танец Жонго развился во дворах, где был зажжен костер, подогревающий жонгейрос и шкуры на барабанах, когда они выдавали "хриплый", приглушенный звук. И на этом же огне потом жарили картофель и арахис.
Обычно Жонго исполняется под звуки двух барабанов, один – более тяжелый, который называется Кашамбу (Caxambu) или Тамбу (Tambu), и второй – с более четким звуком, известный как Кандонгейро (candongueiro). В некоторых регионах эти барабаны используются с погремушкой под названием гаия (guaiá) и с барабаном куика, звучащим басом, более хрипло и протяжно, который известен под названиями “angoma-puita”, “tambor de onça” или “roncador”.
Повседневная жизнь рабов была такой, какой она обычно описывается в историях, которые, как правило, вставляются в текст песен, под которые танцуют Жонго.
В ритуале Жонго вступление представляло собой рассказ, в котором восхвалялся святой того дня и другие сущности свыше. В процессе танца также рассказывалась другая история певцом, который хвалил то место, где они собирались, всех присутствующих жонгейрос, своих предков, хозяина (самого опытного жонгейро в том месте), и всех, кто присутствовал там в тот момент.
Всю ночь истории пелись нараспев, они приветствовали и подбадривали людей, расслабляя их. И время от времени бросался вызов, когда певец должен был начать петь новую историю, которую другие певцы должны были повторять, пока кто-то из жонгейро не расшифровывал эту историю. В некоторых случаях в процессе жонгейро пел истории-заклинания, нацеленные конкретно против какого-то соперника, которого он хотел околдовать.
Финал роды Жонго наступал на заре нового дня, которая как бы приветствовала всех тех, кто был в роде и кто после этого возвращался обратно в свою ежедневную рутину тяжелой работы раба на кофейной фазенде.
* До сих пор жонгейро, который не может понять или достойно ответить на историю, которую «запустили» против него как заклинание, может плохо себя чувствовать, что, по словам знатоков, говорит о недостаточной вере заколдованного жонгейро, который в такие моменты теряет защиту свыше.
Исторические исследования показывают, что Jongo был использован как способ сохранить традиции африканской культуры, которые передавались на одном из 400 языков банту. Считается, что эти практики помогают, организационно и коммуникативно, в сопротивлении против рабства. Даже по сей день, jongo практикуется во многих городах, где он изначально пустил корни здесь, в Бразилии, например, в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Минас-Жерайс.С 1970-х годов и далее, произошло возрождение jongo, особенно в Рио-де-Жанейро. К середине 1990-х годов, Первая Встреча Jongueiros была организована и с тех пор она происходит каждый год, привлекая более 1000 жонгейрус со всей Бразилии.
Открывайте мир капоэйры и Бразилии с нами!
www.cdo.net.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий